Статьи
2015-03-09 13:35

Руководителю: избавляемся от эмоционального выгорания

Профессиональному выгоранию, его еще называют Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), подвержены, в основном, люди, работающие в социальных профессиях. В первую очередь, это медицинские работники, учителя, соцработники, менеджеры, управленцы, представители правоохранительных органов, банковской сферы и других помогающих профессии из сферы деятельности «человек-человек», где происходит непосредственное тесное взаимодействие с людьми, требующее большого эмоционального ресурса для оказания им разносторонней помощи, решения их социальных и других проблем.

Эмоциональное выгорание начинается с незаметного раздражения, негативизма, легкой апатии, усиливающихся со временем и перерастающих в агрессивное поведение, безразличие, цинизм, психосоматические заболевания, например, частые простуды или заболевания сердца и желудочно-кишечного тракта. Крайняя степень «выгорания» приводит к снижению самооценки, депрессии, окончательной потере интереса к выполняемой работе и, в дальнейшем – к увольнению и усугублению депрессии. Как правило, после прохождения последней стадии, интерес к работе не восстанавливается. Ситуация становится тем драматичней и для руководителя, и для коллектива, чем ценнее и квалифицированнее был специалист.

Вот перечень основных симптомов СЭВ, приводимый в диагностических справочниках :

  1. усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
  2. психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
  3. появление негативного отношения к пациентам/клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);
  4. отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
  5. агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам/клиентам);
  6. функциональное, негативное отношение к себе;
  7. тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

В одиночку с такими симптомами не справится. Необходима профессиональная помощь, осуществить которую может только квалифицированный специалист – психолог, который в нужную минуту всегда будет рядом, выслушает, успокоит, найдет истоки негативизма, тревожности и апатии, который подберет подходящую терапию индивидуально для каждого.

Иногда сложно представить, как выстроить работу с психологом, с чего начать. Для решения этой задачи приведу несколько вариантов сотрудничества:

  1. открыть психологический кабинет, который будет функционировать на постоянной основе, кабинет может работать несколько раз в неделю для индивидуальных консультаций и групповых занятий,
  2. пригласить психолога на договор, обговорить задачи, выслушать предложения, ознакомиться с диагностическими методиками,
  3. заключить договор с психологическим центром или институтом психологии (как правило, их несколько в городе).

Если вопрос с психологом решен, остается узнать, как именно он собирается проводить терапию. Для этого вам необходимо попросить его составить тематический план и график работы. На это может уйти некоторое время – пока специалист не освоится и не выработает стратегию работы. Что еще надо знать? Возможны несколько форм работы психолога:

  • индивидуальные психологические консультации и терапия сотрудников,
  • групповые занятия (групповая терапия),
  • тренинги
  • Балинтовские группы. Они, по сути, являются одним из видов групповой терапии, однако обладают некоторыми значительными особенностями, о которых см. ниже.
Для улучшения обстановки в коллективе следует проводить групповые тренинги
Индивидуальные консультации желательны в#nbsp;любом случае, они позволяют осуществлять глубинную терапию и#nbsp;фокусно прорабатывать внутри- и#nbsp;межличностные конфликты человека в#nbsp;свойственном ему режиме.

В#nbsp;рамках групповой терапии, при решении внутриличностных конфликтов, задействован мощный энергетический ресурс группы. В#nbsp;отличие от#nbsp;тренингов, работа в#nbsp;психотерапевтической группе менее структурирована и#nbsp;больше направлена на#nbsp;индивидуальные запросы (проблемы) участников, в#nbsp;зависимости от#nbsp;которых может меняться тематика занятия. К#nbsp;тому#nbsp;же терапевтическая группа является срезом социума, общества, что позволяет выявить и#nbsp;проработать межличностные («я#nbsp;и#nbsp;другие») конфликты. Групповая терапия способствует и#nbsp;укреплению коллектива, улучшению рабочей атмосферы и#nbsp;интенсификации взаимодействия с#nbsp;коллегами/клиентами/пациентами.

Одной из#nbsp;форм групповой работы может стать проведение Балинтовских групп. Такие стали популярны во#nbsp;всем мире с#nbsp;момента их#nbsp;основания в#nbsp;1940-х годах. Они всегда были предназначены для практикующих врачей и#nbsp;психиатров, для того, чтобы исследовать взаимоотношения в#nbsp;диаде «врач-больной» и#nbsp;оказывать регулярную психологическую и#nbsp;профессиональную поддержку друг другу. В#nbsp;этих группах разбираются клинические случаи, с#nbsp;которыми приходится сталкиваться их#nbsp;участникам в#nbsp;лечебной практике.

Тренинги это форма активной тренировки, направленной на#nbsp;развитие знания, умения и#nbsp;определенных навыков. Они бывают

  • навыковые,
  • психотерапевтические,
  • социально-психологические,
  • бизнес-тренинги,
  • тренинги развития личности (личностного роста).

В#nbsp;контексте проблематики эмоционального выгорания, можно применять, как навыковые тренинги, нацеленные, например, на#nbsp;развитие стрессоустойчивости через овладение коммуникативными принципами ведения переговоров и#nbsp;консультаций, так и#nbsp;психотерапевтические и#nbsp;социально-психологические.

Психотерапевтические тренинги, в#nbsp;отличие от#nbsp;психотерапевтических групп, являются активным видом обучения, в#nbsp;рамках которого используются интенсивные методики, нацеленные на#nbsp;формирование определенного психологического навыка или качества.

Социально-психологический тренинг направлен и#nbsp;на#nbsp;изменение сознания, и#nbsp;на#nbsp;формирование навыка социального взаимодействия при помощи смены социальных установок, развития умений в#nbsp;области общения.

Все#nbsp;же самым эффективным способом решения проблемы СЭВ будет открытие психологического кабинета, в#nbsp;котором сотрудники смогут получать квалифицированную психологическую помощь и#nbsp;поддержку. К#nbsp;тому#nbsp;же, важным звеном в#nbsp;работе психолога должна стать фокусировка на#nbsp;предотвращении развития Синдрома эмоционального выгорания, его локализации и#nbsp;на#nbsp;его профилактике. Для этого следует применять диагностические методики, что позволит вовремя диагностировать и#nbsp;предотвращать необратимые процессы. Методики позволяют увидеть основные симптомы СЭВ и#nbsp;принять необходимы меры.

Кабинет может работать как ежедневно, так и#nbsp;несколько раз в#nbsp;неделю.

Наличие психолога позволит привлекать студентов психологических вузов и#nbsp;факультетов для прохождения практики, что для сотрудников вашей организации будет дополнительным психологическим ресурсом, будет способствовать повышению уровня оказываемых населению услуг, расширению зоны социально-психологического комфорта. Для клиентов, которыми могут быть люди с#nbsp;ограниченными возможностями, пожилые, малоимущие, многодетные семьи, общение со#nbsp;студентами даст дополнительный эмоциональный ресурс, в#nbsp;то#nbsp;время как студенты получат возможность повысить уровень знаний и#nbsp;умений, попробовать себя в#nbsp;профессии, кто знает, быть может, через несколько лет сегодняшние студенты, став дипломированными психологами, придут работать именно в#nbsp;вашу организацию.

Сотрудничество с#nbsp;вузами позволит укрепить междисциплинарные (психология#nbsp;— медицина и#nbsp;спорт) и#nbsp;межведомственные взаимодействия.

Синдром эмоционального выгорания существенная, однако не#nbsp;фатальная проблема. При правильном подходе и#nbsp;искреннем желании.


Автор статьи: Ольга Литвякова
Выгорание