Статьи
2015-02-13 08:02

Кинотерапия: 50 фильмов для психотерапии души и отношений

Когда все валится из#nbsp;рук, образуются долги, кризис дает о#nbsp;себе знать, начинаются проблемы на#nbsp;работе, с#nbsp;друзьями, когда плохо на#nbsp;душе или когда дети раздражают, а#nbsp;муж бесит, когда просыпается ярость к#nbsp;себе или ненависть ко#nbsp;всему окружающему миру, когда депрессия или тоска начинают заполнять все внутренне и#nbsp;внешнее пространство и#nbsp;при этом не#nbsp;с#nbsp;кем поговорить,#nbsp;— друзья и#nbsp;подруги не#nbsp;понимают, либо надоели своим хвастовством и#nbsp;глупым всезнайством, а#nbsp;на#nbsp;терапевта то#nbsp;ли#nbsp;нет денег, то#nbsp;ли#nbsp;желания,#nbsp;— что делать в#nbsp;такой ситуации? Этот ком#nbsp;— а#nbsp;это действительно ком проблем, которые, начинаясь с#nbsp;одной, обрастают, как снеговик зимой, туловищем, головой, руками и#nbsp;ногами,#nbsp;— можно#nbsp;ли его остановить? Как это сделать и#nbsp;при помощи чего?

Терапевт, конечно,#nbsp;— это идеально, поскольку только другой взгляд, тем более взгляд профессионала, способен докопаться до#nbsp;причины проблемы, которая, как правило, зарыта глубоко в#nbsp;детстве. Ни#nbsp;что просто так не#nbsp;происходит в#nbsp;нашей жизни, ни#nbsp;одно событие просто так не#nbsp;случается. Каждое событие#nbsp;— это продолжение нерешенного урока, преподанного когда-то ранее и#nbsp;задача#nbsp;— как можно грамотнее его «перепройти», сделав нужные выводы и#nbsp;изменив что-то в#nbsp;себе. И#nbsp;тогда, поверьте, он#nbsp;никогда не#nbsp;повторится. Никогда больше не#nbsp;встретится «не#nbsp;тот парень», вторая жена не#nbsp;окажется сварливой, на#nbsp;работе будут уважать, а#nbsp;дети начнут учиться на#nbsp;«хорошо» и#nbsp;«отлично». Но#nbsp;терапевт это в#nbsp;идеале, а#nbsp;что можно сделать самостоятельно и, желательно, без особого напряжения и#nbsp;с#nbsp;максимальным комфортом? Любой психолог раскритикует данную позицию. Однако, будьте уверены: движение#nbsp;— это движение, даже если это движение мысли в#nbsp;комфортных условиях за#nbsp;чашечкой душистого чая. Если вы#nbsp;не#nbsp;готовы к#nbsp;чему-либо большему, не#nbsp;вините себя за#nbsp;это,#nbsp;— значит ваше время пока что не#nbsp;пришло. Оно обязательно придет. Что делать? Начните смотреть кино. Но#nbsp;выбирайте фильмы по#nbsp;теме вашей проблемы, чтобы в#nbsp;них присутствовала актуальная вам проблематика и#nbsp;были показаны пути выхода из#nbsp;нее. Такая терапия называется кинотерапией и#nbsp;рассчитана на#nbsp;совместную работу с#nbsp;терапевтом, однако подходит и#nbsp;для самостоятельной работы над собой.

Кинотерапия#nbsp;— это одно из#nbsp;направлений арт-терапии, которое заключается в#nbsp;просмотре и#nbsp;обсуждении фильмов совместно с#nbsp;психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на#nbsp;психику и#nbsp;организм в#nbsp;целом#nbsp;— через аудио-визуальную систему. Все функциональные компоненты фильма#nbsp;— сценарий, прописанные диалоги, музыка, визуальный ряд (мимика и#nbsp;жесты актеров, декорации, места съемки и#nbsp;пр.)#nbsp;— несут колоссальную информационную и#nbsp;психологическую нагрузку.

Фильм становится становится причиной возникновения самых разных эмоций человека, вызываемых отношением к#nbsp;героям фильма, к#nbsp;их#nbsp;особенностям, к#nbsp;чертам их#nbsp;характера, манере поведения, общения и#nbsp;пр.#nbsp;В процессе просмотра происходит идентификация с#nbsp;одним или несколькими героями фильма. То#nbsp;есть отождествление с#nbsp;персонажем, когда устанавливается эмоциональная связь между вами и#nbsp;героем фильма и#nbsp;происходит внутреннее бессознательное, либо осознаваемое принятие, интеграция, его нравственных, моральных, общечеловеческих ценностей в#nbsp;вашу психическую реальность. В#nbsp;результате происходит бессознательное уподобление, либо открытое подражание экранному образцу. Этот процесс свойственен не#nbsp;только при просмотре фильмов, он#nbsp;лежит в#nbsp;основе формирования психики человека и, в#nbsp;основном, оказывает влияние в#nbsp;самый сенситивный период жизни человека#nbsp;— в#nbsp;его детстве. Именно идентификация#nbsp;— принятие ценностей другого#nbsp;— лежит в#nbsp;основе процесса воспитания и#nbsp;формирования личности.

Лишь недавно, в#nbsp;1990-х годах, появилась теория, объясняющая данный процесс с#nbsp;нейробиологической точки зрения#nbsp;— с#nbsp;позиции теории зеркальных нейронов, открытых итальянским нейробиологом Джакомо Ризолатти. Зеркальные нейроны реагируют на#nbsp;поступающую в#nbsp;мозг информацию и, после обработки, вызывают эмоцию, аналогичную увиденному. Именно поэтому при глубоких депрессиях или людям чрезмерно сензитивным (чувственным), не#nbsp;рекомендуется смотреть «кровавые» новости и#nbsp;фильмы.

Так, фильм можно рассматривать в#nbsp;качестве «зрительного активатора» всей нейрофизиологической системы организма. Воспроизводимые на#nbsp;экране сюжеты пробуждают нервные клетки#nbsp;— так называемые зеркальные нейроны, функция которых заключается в#nbsp;отражении увиденного. Как только эти клетки (зрительные нейроны) отражают чужое поведение или движение, в#nbsp;теле наблюдателя появляется ощущение этого действия, как если#nbsp;бы он#nbsp;сам его совершал. Это свойство клеток мозга сегодня используют при лечении инсультов, аутизма, последствий травм. Для этого создают специальный фильм с#nbsp;определенным набором необходимых движений и#nbsp;показывают его больному. Увиденные движения возбуждают зеркальные моторные нейроны и#nbsp;запускается процесс восстановления потерянных функций. Такой подход, назвали action-observation therapy («терапия действия и#nbsp;наблюдения»). Однако кроме моторных нейронов, которые запускают действие, есть зеркальные нейроны, отвечающие за#nbsp;эмоции. Эмоциональные зеркальные нейроны реагируют на#nbsp;мимику, жесты, позы#nbsp;— все то, что передает эмоции. Таким образом эмоция становится «заразной»: мы#nbsp;видим улыбку и#nbsp;в#nbsp;нашем мозгу активируются эмоциональные зеркальные нейроны, вызывающие аналогичные ощущения. Конечно, это всего лишь нейробиологический фрагмент сложной психофизиологической системы человек-среда, но#nbsp;он#nbsp;приближает к#nbsp;пониманию механизмов влияния на#nbsp;психику человека. С#nbsp;этой позиции можно рассматривать влияние кино и#nbsp;«экранизированной информации» (документальные фильмы) на#nbsp;психическое состояние#nbsp;— настроение, мысли, появившиеся убеждения, желание что-то изменить и#nbsp;измениться самому, мотивацию, волю и#nbsp;пр.

Кинотерапия появилась около тридцати лет назад, совершенно случайно. Ее#nbsp;основал английский психотерапевт Берни Вудер. В#nbsp;процессе терапевтического сеанса Берни Вудер столкнулся с#nbsp;трудностью в#nbsp;понимании запутанных эмоций пациентки, переживающей предательство партнера, вдруг он#nbsp;понял, что вспоминает сцену из#nbsp;фильма «В#nbsp;порту», иллюстрирующую проблему пациентки. Будучи киноманом (Берни Вудер с#nbsp;детства увлекался кино), он#nbsp;решил составить список фильмов, сюжеты которых могли#nbsp;бы способствовать терапии. Результаты превзошли все ожидания.

Фильм «На#nbsp;исходе дня» помог клиентке понять негативные последствия, к#nbsp;которым приведет ее#nbsp;нежелание что-либо менять в#nbsp;своей жизни. Фильм «Роки» послужил фасилитатором роста благосостояния неуверенного в#nbsp;своем завтрашнем дне бизнесмена. Положительный терапевтический эффект, как оказалось, несли в#nbsp;себе и#nbsp;на#nbsp;первый взгляд деструктивные фильмы: «Пролетая над гнездом кукушки» сподвиг священнослужителя, осознавшего благодаря фильму свой страх стать жертвой системы, отправиться в#nbsp;поход.

Конечно#nbsp;же, как уже говорилось выше, кинотерапия, как и#nbsp;любая другая терапия, предполагает наличие терапевта. Взгляд со#nbsp;стороны всегда ценен и#nbsp;незаменим, поскольку придает анализу ситуации, психологическому и#nbsp;ментальному состояниям дополнительный потенциал возможных комбинаций углов зрения на#nbsp;проблему и#nbsp;на#nbsp;способы ее#nbsp;решения. Только терапевт может понять, над какой проблемой следует работать, какой мыслительный автоматизм является деструктивным, какая негативная базовая эмоция становится смыслообразующей и#nbsp;целеполагающей, толкающей в#nbsp;данный момент в#nbsp;тиски негативной ситуации. Поэтому, кино можно использовать для самостоятельной проработки незначительных эмоциональных проблем (при тяжелых депрессиях без терапевта бывает трудно обойтись), других проблем, описанных выше, пониженного эмоционального фона, самопознания, саморазвития, личностного роста.

С#nbsp;чего начать?

  1. Настройте себя на#nbsp;то, что на#nbsp;этот раз вы#nbsp;будете смотреть фильм с#nbsp;терапевтической целью.
  2. Определитесь с#nbsp;проблемой, которую вы#nbsp;хотите решить в#nbsp;своей жизни. Это может быть эмоциональная проблема, вопрос взаимоотношения с#nbsp;партнером, затруднительная жизненная ситуация, трения с#nbsp;начальством и#nbsp;пр.
  3. Подберите фильм с#nbsp;подходящей тематикой, для этого вы#nbsp;можете проконсультироваться с#nbsp;друзьями и#nbsp;коллегами, поискать в#nbsp;Интернете. В#nbsp;интернете существуют тематические форумы, достаточно набрать в#nbsp;поисковике «смотреть фильм о …»,#nbsp;— и#nbsp;далее название интересующей вас проблемы. Внимательно изучите аннотации к#nbsp;фильмам и#nbsp;комментарии.
  4. Определите приемлемый для вас жанр фильма, ведь есть фильмы, которые вы#nbsp;не#nbsp;будете смотреть даже перед дулом пистолета. Не#nbsp;заставляйте себя, начните прислушиваться к#nbsp;себе, к#nbsp;своим вкусам, что, кстати, тоже может стать поводом для самоанализа. Помните, что даже в#nbsp;боевике среднего уровня или в#nbsp;«мыльной опере», при желании и#nbsp;определенном опыте, можно найти все то, что необходимо для работы над собой.
  5. Выбирайте фильмы с#nbsp;«хорошим концом» и#nbsp;исключите ужасы (хоррор). Хотя, следует оговориться, выбор зависит от#nbsp;характерологических особенностей человека. Вы#nbsp;можете не#nbsp;любить мелодрамы (фильмы с#nbsp;плохим финалом), однако это может свидетельствовать о#nbsp;наличии у#nbsp;вас нерешенной психологической проблемы. Если вы#nbsp;находитесь в#nbsp;терапии, терапевт, скорее всего, нацелит фоку своего внимания на#nbsp;проработку этой проблемы и#nbsp;после совместного просмотра фильма, в#nbsp;процессе обсуждения, через переживание негативных эмоций, сможет увидеть и#nbsp;показать вам их#nbsp;причины, сокрытые в#nbsp;бессознательном. Однако, если вы#nbsp;работаете самостоятельно, будьте осторожны: выбирайте фильмы, негативные эмоции от#nbsp;которых вы#nbsp;в#nbsp;состоянии «переработать» самостоятельно! Иначе ситуация можете усугубиться.
  6. В#nbsp;процессе просмотра наблюдайте за#nbsp;поведением и#nbsp;высказываниями героев, за#nbsp;их#nbsp;манерой держаться, за#nbsp;их#nbsp;эмоциями, особенностями характера, отмечайте, что вам нравится и#nbsp;не#nbsp;нравится в#nbsp;их#nbsp;поведении, в#nbsp;их#nbsp;выборе методов воздействия друг на#nbsp;друга и#nbsp;способов решения ситуаций.
  7. После просмотра фильма проанализируйте его, желательно это сделать не#nbsp;позднее, чем через 20−30 минут.
  8. Кто из#nbsp;героев оказался наиболее вам симпатичен, кто вызвал противоположные чувства. Что вы#nbsp;чувствуете по#nbsp;отношению к#nbsp;каждому. Какие из#nbsp;качеств персонажей вам понравились, какие#nbsp;— нет. Считается, что нас раздражает в#nbsp;других то, что мы#nbsp;не#nbsp;принимаем в#nbsp;себе. Не#nbsp;ищите опровержение этой мысли, а#nbsp;попробуйте, взяв ее#nbsp;за#nbsp;основу, взглянуть на#nbsp;раздражающие вас недостатки героев фильма по-новому.
  9. Подумайте, какие эмоции он#nbsp;всколыхнул в#nbsp;вас, что задело больше всего, что понравилось, что#nbsp;— нет. Что#nbsp;бы вы#nbsp;сделали так#nbsp;же, как это делали понравившиеся вам герои (герой) фильма, что#nbsp;— по-другому. Исходя из#nbsp;знания, что нет ничего случайного, попробуйте найти причину в#nbsp;глубине своей личности, своего характера, которая повлияла на#nbsp;рождение той или иной эмоции, того или иного отношения (положительного, отрицательного или нейтрального). Вспомните, какие ситуации в#nbsp;вашей жизни были похожи на#nbsp;увиденные, как вы#nbsp;вели себя в#nbsp;аналогичных ситуациях, что можно было#nbsp;бы изменить, что вы#nbsp;хотели#nbsp;бы изменить, а#nbsp;что#nbsp;— нет.
  10. Если, вдруг, выбор просмотренного фильма был неудачен, и#nbsp;настроение ухудшилось, а#nbsp;жизненная ситуация стала выглядеть еще более устрашающей, позвоните подруге или другу, обсудите с#nbsp;ней или с#nbsp;ним волнующие детали. Важно, с#nbsp;кем#nbsp;бы то#nbsp;ни было проговорить свои эмоции, услышать другое мнение.



Кинотерапия прекрасно подойдет для налаживания отношений со#nbsp;своим партнером, родителями и#nbsp;детьми. Если вам не#nbsp;о#nbsp;чем говорить с#nbsp;детьми или с#nbsp;супругом/супругой, а#nbsp;вы#nbsp;хотите стать с#nbsp;ними ближе, заведите за#nbsp;правило совместный просмотр фильмов, не#nbsp;обязательно каждый день, но#nbsp;желательно регулярно и#nbsp;с#nbsp;обязательным обсуждением. Фильм способен стать идеальной причиной и#nbsp;площадкой, как для общения, так и#nbsp;для решения конфликтных ситуаций посредством кино#nbsp;— ненавязчивого, но#nbsp;эффективного нравоучительного тренажера, сила воздействия которого увеличивается в#nbsp;процессе обсуждения и#nbsp;заострения необходимых моментов. Помните,#nbsp;— воспитание, как и#nbsp;обучение#nbsp;— это бесконечная череда повторений. Сделайте их#nbsp;интересными и#nbsp;увлекательными, как для себя, так и#nbsp;для других.

Так#nbsp;же кинотерапия используется при лечении разных видов зависимости, но#nbsp;это уже в#nbsp;присутствии терапевта.

Берни Вудер составил список фильмов, рекомендовав их#nbsp;для решения разных жизненных проблем. Со#nbsp;времен изобретения Вудером кинотерапии появилось много замечательных фильмов, более того, как уже говорилось, у#nbsp;каждого зрителя есть свои жанровые предпочтения. Обратите внимание на#nbsp;современные документальные фильмы, многие из#nbsp;которых не#nbsp;уступают захватывающим блокбастерам и#nbsp;фэнтези.

Вот лишь некоторые фильмы из#nbsp;тех, которые можно рекомендовать в#nbsp;качестве вспомогательного материала для решения жизненных и#nbsp;личностных проблем. Список, изначально составленный#nbsp;Б. Вудером, я#nbsp;дополнила современными фильмами и#nbsp;актуальными проблемами, эффективность фильмов была подтверждена в#nbsp;моей терапевтической практике.
Взаимоотношения